\главная\р.л. конструкции\антенны\...

«Хрущевка» и «RR-33»

Хочу поделиться своим опытом, сборки и установки этой антенны на крыше «хрущевки».

 

Редуктор и мачта

Собственно сам узел вращения мачты, представляет «куб» со стороной 250 мм. Верх и низ этого «куба» выполнен из двух стальных пластин, толщиной 3,5 мм. Они соединяются трубками Ø 20 мм и толщиной стенки 2 мм. Нижние концы трубок приварены к пластине, а в верхние запрессованы втулки с резьбой М8. На мой взгляд, такая конструкция позволяет быстро разобрать все конструкцию, что удобно при транспортировки на крышу. Так же, легко снять и поставить цепь. На боковой «стенки» на пластине шпильками М8, крепится редуктор. У меня применяется МЭО – 16/63 – 0,25. Так как скорость вращения оказалась очень малой, пришлось заменить двигатель. Хорошо подошел ДСР-10/120. По «углу» конька крыши, снизу приварены пластины крепления.

Узел вращения состоит из трубы Ø 51 мм и двух подшипников. Нижний использован от ступицы а/м «Нива». Верхний простой шариковый. Оба заключены в стальные обоймы. Они приварены, соответственно к верхней и нижней пластинам. Вращение на мачту передается при помощи цепи и двух шестеренок. Шестерни от двигателя «классики». Там же взял и цепь. Шестерня крепится при помощи трех болтов М10 к шайбе толщиной 3 мм. В свою очередь, она приваривается к трубе. На вал редуктора надета такая же шестерня. Так как диаметр вала и шестерни совпадают – остается только надфилем, сделать в последней паз для шпонки. Регулировка натяжения цепи производится гайками на шпильках крепления редуктора.

 

Из редуктора «убран» конденсатор – он размещен в пульте управления. Сельсин укреплен между двух уголков из алюминия при помощи автомобильного хомута. В корпусе сельсина и уголках сделаны проточки, для более жесткой фиксации.

Мачта составная – 2 х 2,8 М Трубы диаметром 45 мм. Толщина стенок 3,5 мм. В месте сочленения труб и собственно антенны, установлены подшипники качения. Упоры для них закреплены тремя болтами М6. Этими же болтами соединяются трубы. Они расположены под углом 120° для равномерного распределения нагрузки при вращения мачты. На подшипники надеты кольца с упорами, к которым приварены гайки. К ним крепятся, при помощи карабинов, оттяжки из стального троса, диаметром 3 мм. Сверху подшипники прикрыты колпаками - «пыльники» от КП «классики».

 


Сборка и установка антенны

Для начала, антенна, была собрана на земле. Хотелось посмотреть, как выглядит конструкция в «живую». Были «промаркированы» все шесты, что в дальнейшем облегчило сборку на крыше. Шнуры, так же были «нарезаны» необходимого размера и количества. Собственно собирал дважды – «посмотреть» и отработать сборку на крыше.

Все детали из стеклопластика покрашены автомобильной эмалью.Основание антенны покрашено грунтовкой для цветных металлов. Когда все было готово – занялся крышей. Оттяжки, решено было крепить к стропилам (TNX RU4HV). Были изготовлены четыре шпильки Ǿ16 мм и длиной 450 мм. На одном конце нарезана резьба, а ко второму приварен отрезок цепи, длиной 500 мм. На расстоянии 150 мм от места крепления цепи, приварен упор – рассверленная гайка на М16. Из стального листа, толщиной 5 мм – нарублено восемь «квадратов» со стороной 170 мм. Хочу отметить, что эти размеры были выбраны для моей крыши. В шифере просверлил отверстия, чуть больше диаметра шпилек. Впоследствии, они «залиты» герметиком. Получилось простое и надежное крепление.

Основание мачты установлено на коньке крыши. Рядом с основанием просверлил отверстие, в которое была «вставлена» мачта с укрепленными подшипниками и основанием антенны. Теперь собственно о сборке антенны.

С начало укрепили шесты, к которым крепятся вибраторы. За тем были растянуты шнуры поддержки этих шестов. Натянуть вибраторы, а потом шнуры, как описано в инструкции - не получилось. На склоне крыши собрал шесты, к которым крепятся рефлекторы. Укрепили шнуры поддержки этих шестов. После крепления этих элементов, антенну «провернули» на 180˚ и собрали директоры. Следующим этапом было «связать» все шесты по периметру. Сделать это было довольно легко, прокручивая собранную антенну. Этот момент, хорошо видно на фотографии. В чердак «уходит» шестиметровая мачта.

За тем, при помощи рулетки, были «выставлены» размеры всех шнуров – 398 см. Так же проверили расстояние от вибраторов до пассивных элементов. 2,2 М на 28 МГц и 2,8 М на 21 МГц. Был закреплен кабель питания. После этого антенну установили вертикально и закрепили верхний ярус растяжек.

Подъем антенны, пожалуй, был самым ответственным моментом. «Вытащить» шестиметровую мачту с укрепленной наверху антенной, оказалось просто – сложнее было удержать всю конструкцию вертикально. Пришлось пережить несколько неприятных минут. Три человека держали оттяжки, а двое поднимали собственно антенну. После закрепления всех растяжек, работа на крыше была закончена.

На все ушло около семи часов.

 

 

Результаты, после измерением прибором АА-330:

28.300
R=49, SWR=1.12;
21.200
R=59, SWR=1.16;
14.100
R=57, SWR=1.06

Обобщая свой не очень большой опыт, хочу отметить несколько моментов.

Шнуры растяжек, лучше крепить не узлами, а U-образными зажимами (TNX RZ6FI). Отлично можно регулировать – ослабил гаечки и все. Концы вибраторов, проще и удобнее вязать «распущенным» шнуром – я использовал две нитки и пропустил несколько раз через крючки. Редуктор, все же надо ставить на верху – проще «растягивать» мачту. Хотя и спорное мнение. Основание мачты надежнее ставить на чердаке, а мачту делать «телескопом». Сельсин на пульте, для уменьшения «шума», можно «доработать» - поджать вал упором, подобрав усилие. На точность практически не влияет. Так как ограничения вращения нет, то на этот же вал можно поставить пару контактов от реле, разрывающее один из проводов, питающих мотор редуктора.

В заключении хочу выразить огромную благодарность всем, кто помогал мне в сборке и установке этой антенны – Андрею (RU4HV), Андрею (RV4HV), Владимиру (RW4HNK). Особую благодарность – Андрею (RN4HHI). Благодарю так же за советы Виктора (RZ6HV) и Виктора (RZ6FI) и всех, кто в эфире помог добрым советом.

Николай Шадрин RZ4HX
rz4hx@rambler.ru
Skype: nickrz4hx

Возврат

Как найти запчасти для велосипеда http://www.vamvelosiped.ru. Наша компания осуществляет прием лома черных металлов по высоким ценам. Подробности на сайте.