УКВ портал Южного Федерального Округа

\главная\р.л. конструкции\ao40\...

АО40. Фортуна против.

АО-40 это связной суперспутник последнего поколения хотя после взрыва на борту осталось в рабочем состоянии всего четверть возможностей и наземная команда просто не тестировала многие системы опасаясь выхода из строя того что уже работает как было с S-1 передатчиком который исправно отработал 2 месяца, а теперь не подлежит восстановлению. История с запуском это отдельная статья - первый спутник взорвался на Ариане 5 при запуске. Тот что летает сейчас - это второй, резервный комплект.  Запущен так же на Ариане на геостационар и после включения разгонного дивгателя для вывода на конечную орбиту борт замолчал.
AMSAT OSCAR 40 Был запущен 16 ноября 2000г в 01:07 UTS ракетоносителем Ариан 5. Носитель вывел на орбиту четыре спутника общим весом 6293.5 КГ из которых 646 КГ занял Фаза-3Д который покинул носитель последним. В 01:53 Фаза-3Д переименованный в АО-40 успешно отделился от Ариана. Проект АМСАТ Фаза-3Д начался в 1991 году и сразу же возникли сомнения сможет ли радиолюбительское сообщество создать настолько сложный и многофункциональный аппарат и если сможет то будет ли он летать. Проекту невезло много раз , ему не хватало денег катастрофически (даже пожертвования собирали) и запуск назначенный на 96 год откладывался многократно вплоть до 2000 года, первый образец Ф3Д был разрушен на первом неудачном запуске Ариан-5. К сожалению многие решения заложенные в него за это время устарели. В частности, развитие пакетных контроллеров пошло по другому пути чем планировалось, увеличение скорости до 38400 не произошло, пакет применили для АПРС (автоматическое определение местоположения) где ему и место. Увеличение скорости цифрового обмена по радио пошло по пути распределенного спектра и скорости 2 и 11 мегабит/сек сегодня доступны на безлицензионной основе,но это уже другая история. Утром 16 ноября 2000г были получены первые сигналы с АО-40 первый 400-bps PSK бакен был принят на частоте 145.898 и уровень сигнала был огромен. Бакен принимался и радиолюбителями на IC-706 и антенну с круговой поляризацией на уровне S-5 и это с космического аппарата на расстоянии 35000 КМ от земли. ОСКАР 40 был выведен на геостационарную промежуточную орбиту откуда после проверок всех систем должен был стартовать на оконечную высокоэлиптическую в северной полусфере (аналог АО-10 и АО-13). Это требовало включения маршевого двигателя 400-Newton arcjet motor примерно на период в 270 дней. Подробности запуска можно прочитать на сайте  http://www.amsat.org/amsat/news/ans2000/ans00318.html#01 . Начальные тесты всех систем после старта показали хорошее соостояние борта после вывода на геостационар, однако неудачи не оставляли АО-40, поток телеметрии с борта был прерван 13 декабря во время тестов 400-newton propulsion system маршевого двигателя - АО-40 замолчал и любые попытки вернуть его к жизни не принесли результатов. Слабая надежда на то что бортовой компьютер рестартанет 16 декабря и возобновит поток телеметрии, однако этого не случилось. Наземная команда продолжала вслепую давать команды на сброс бортового компьютера но безрезультатно. Согласно рапорта North American Aerospace Defense Command - NORAD - АО-40 выглядел целым и орбита совпадала с оожидаемой, данные радаров совпадали с расчетными размерами спутника и посторонних частей не наблюдалось - это не подтверждало догадку что спутник взорвался. Бортовой компьютер IHU-1 не воспринял *слепые команды* посылаемые наземной станцией и второй программный watchdog также не сбросил компьютер. Однако оба таймера были программными и наземная команда пыталась избежать холодный старт. Ф3Д был запущен несмотря на проблемы обнаруженные в емкости с гелием которая контролировала поток топлива для маршевого двигателя 400-newton, недостатки были выявлены на земле во время тестов и емкость была отправлена на ремонт производителю. Регуляторы обьема и давления работали нормально во время наземных тестов и в течении теста на давление непосредственно перед запуском. Однако "все что под давлением - когда то взрывается" (народная китайская мудрость). В рождество - 25 декабря прошла команда на сброс и возобновился поток телеметрии через 2.4ГГц бакен, (по слухам его пробили полуторокиловаттным сигналом с одной из огромных парабол 40м в диаметре, наверное врут). Начальный анализ показал что в дополнении 2.4ГГц передатчика 2м, 70см и 1.2 ГГц приемники и направленные антенны работают а вот антенны с круговой диаграммой и ряд передатчиков нет. Видимо никто и никогда не узнает точно что случилось на борту но скорость вращения и выявленный ряд нерабочих систем говорят о небольшом взрыве емкости с гелием на борту. Более подробно рабочие и не рабочие системы сведены в таблице. С помощью вспомогательного двигателя АТОС АО-40 был передвинут на эллиптическую орбиту по экватору на которой он может находится около 20 лет (по ней он летает и сейчас). Был использован холодный пуск двигателя без зажигания , только потоком газа, но при этом было израсходовано все топливо. Неприятности на этом не закончились и после первых успешных связей в режиме U/S1 (435/2400) с мая 2001 по август и успешного тестирования системы трехосевой стабилизации 13 августа отказал S1 передатчик, попытки восстановить его не увенчались успехом. В довершение всего S1 транспондер был оснащен узконаправленной параболической антенной с высоким коэффициентом усиления и сигналы S2 транспондера на 10 ДБ слабее , хотя антенна имеет более широкую диаграмму направленности, но на наземной станции от этого не легче (сигнал на 2401 в 10 раз слабее). Не исключено что при очередном тестировании одной из систем АО-40 может замолчать навсегда не смотря на почти полный год достаточно успешной работы через него. Наземная команда крайне осторожно работает с бортом и благодаря ее усилиям стало возможным проводить связи через АО-40. Более подробно здесь.

Спутник далеко не простой, это не репитер в небе, а цифроаналоговая платформа с двумя компьютерами, камерами, GPS, навигацией и множеством антенн и приемо-передатчиков.

IHU-1:  RF-RX:  V-TX:  RUDAK-A: 
IHU-2:  V-RX:  U-TX:  RUDAK-B: 
Magntorq:  U-RX:  S1-TX:  SCOPE-A: 
E/S-Sens.:  L1-RX:  S2-TX:  SCOPE-B: 
Wheels:  L2-RX:  X-TX:  YACE: 
400 N Thr:  S1-RX:  K-TX:  Cedex: 
ATOS:  S2-RX:  Laser:  GPS: 
Sol-Arr.:  C-RX:  LEILA-1:  RF-Exp: 
Omnis:  IF-Matrix:  LEILA-2:  SmrtNde: 
Stab-Mode:  Spin  Sol-Arr:  undepl.   
 
 
 
 
 
 
 
 
работает/управляетсяl  Оценивается  продолжается проверка 
функции частично утрачены  не работает/не   еще не проверялось

Справочник  по терминам
МА это moving around - вся орбита разбивается на 256 равных частей начало орбиты перигей МА0 половина орбиты апогей МА128 - максимальное удаление от земли до 65 тыс. км. минимальное 8000 км. Все переключения на борту происходят по номеру МА.
IHU-1:- Internal Houskeeping Unit бортовой компьютер управления 1 и 2:
V-TX- Передача на 145:    V-RX - Прием на 145:     U-TX - Передача на 435:
Magntorq - Система электромагнитов на борту переключением которых в
небольших пределах меняется орбита относительно магнитного поля земли:
U-RX - 435 прием:    S1-TX - 2400 передача :     SCOPE-A Камера наблюдения:
E/S-Sens - Земные и Солнечные сенсоры слежения за положением борта.:
L1-RX 1200 прием:    S2-TX - 2401 передача:     SCOPE-B - Камера наблюдения:
Wheels:- система трехосевой стабилизации     L2-RX - 1200 прием:    X-TX 10
Гигагерц передача:    YACE Еще одна камера наблюдения ЧБ: 400 N Thr: -
Маршевый двигатель    S1-RX- 2400 прием:     K-TX - 24ГГц передача:
Cedex:??
ATOS - еще один двигатель меньшей мощности:     S2-RX - 2401 прием:    Laser-
Лазерный передатчик:    GPS - эксперимент:
Sol-Arr. - солнечные батареи :    C-RX - с-банд прием:    LEILA-1 - лимитер
АРУ:    RF-Exp:?? Omnis:??    IF-Matrix - ПЧ матрица:    LEILA-2 - лимитер
2:    SmrtNde ???: Stab-Mode - режим стабилизации - вращением( Spin)
Sol-Arr: - солнечные батареи - неразвернуты (undepl.)

73 и до встречи на АО40!
Олег 
ex8@mail.ru
www.qsl.net/ex8mlt

Возврат