Уважаемые посетители! Форум CQHAM.RU существует исключительно за счет показа рекламы. Мы будем благодарны, если Вы не будете блокировать рекламу на нашем Форуме. Просим внести cqham.ru в список исключений для Вашего блокировщика рекламы.
Страница 1 из 6 1234 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 52

Тема: Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!

  1. #1
    Заблокирован Аватар для unname
    Регистрация
    15.10.2006
    Адрес
    Shadrinsk
    Сообщений
    1,712

    Сообщение Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!

    Форум не совсем тематический, но все-таки многие из нас ездят с сибишками, ..... кроме того сказанное актуально и для КВ антенн. Потому положу оригинал статьи тут.


    Здравствуйте.
    В который уже раз довелось мне прочитать очередную ахинею по поводу установки автомобильной СиБи антенны. Не буду приводить ссылку, поскольку обидно должно быть не конкретному сказочнику, а всем фантазерам вместе взятым. 21 век на дворе, а люди пользуются шаманскими наветами.


    В общем я не выдержал и, чтобы закрыть большинство вопросов, провел небольшое исследование при помощи антенного моделировщика MMANA-GAL.
    А именно построил упрощенную модель кузова автомобиля (рисунок 1), в качестве прототипа использовал автомобиль лада гранта седан. Однако большинство типовых седанов (наиболее распространенный у нас кузов) вполне будет соответствовать этой модели.
    Далее, я смоделировал установку ряда антенн на этом кузове (от полноценного четвертьволнового штыря до совсем небольших огрызков) . Антенны располагал в различных точках. Наиболее характерными по моему будут являться две: центр крыши и центр горизонтальной части багажника. Остальные данные и теоретические обоснования приводить не буду, при желании сами сможете воспользоваться приложенными ниже моделями, либо спросить на форуме.
    В качестве критерия оценки эффективности работы антенны я использовал ее усиление под углом в 5 градусов относительно горизонта. Не буду утверждать, что это рабочий угол при проведении местных связей(а на СиБи большинство пользователей интересуют именно они), однако он достаточно близок к нему и будет меняться по тем же законам, в отличие от максимального усиления антенны.
    Итак, на втором рисунке вы можете наблюдать два графика: зависимость коэффициента усиления антенны под углом 5 градусов к горизонту от длины антенны, расположенной соответственно в середине крыши автомобиля и в середине крышки багажника.


    Выводы:


    1. Интересный момент не описанный до этого: диаграмма антенны в азимутальной (то есть по направлению на корреспондента) плоскости искажается в силу разности площадей багажника и капота, однако это искажение невелико и составляет от 2 с копейками дБ для полноразмерной антенны и до почти 4 дБ для огрызков. Эту величину можно заметить в реальности как едва заметное отличие. Потому бороться за компенсацию этого искажения не стоит.


    2. Диаграмма антенны в азимутальной плоскости так же искажается при переносе антенны с центра крыши или багажника к их краю. Однако это искажение так же не превышает 3 дБ даже если устанавливать антенну на самый край или угол крыши.


    Следствие 1 Антенну можно смело смещать по всей крыше без особого ущерба.


    Следствие 2. При хорошем контакте врезная антенна эквивалентна антенне, установленной на кронштейне или рейлинге.


    Следствие 3. При возможности выбора, лучше смещать антенну назад (например выбирая отверстие крепления под рейлинг для кронштейна антенны лучше выбрать заднее, чем переднее), поскольку тогда происходит компенсация искажения диаграммы а не суммирование искажений.


    3. Установка антенны на багажнике приводит к потере усиления, причем чем короче антенна тем больше эта потеря, для четвертьволновой антенны это всего 1 дБ, но и это эквивалентно переходу к антенне высотой в 1.5 метра, установленной на крыше (последняя даже цепляться будет меньше), Для популярных полутораметровых антенн это эквивалентно переходу на огрызки менее метра в длину, для собственно огрызков это вообще фатально. При этом все вышесказанное относится к случаю, когда петли багажника продублированы проводящими шинами, иначе сопротивление петель приведет к еще более плачевным последствиям.


    Следствие 4: Никогда не устанавливайте антенны на багажник, крыло, бампер и т. д. Антенна должна быть на крыше! Пусть антенна на крыше будет короче, это всеравно в итоге будет лучшим решением.


    4. Как ни странно, но факт остается фактом: на автомобиль нет смысла устанавливать полномерную четвертьволновую антенну, как делают некоторые маньяки. Разница с популярными двухметровыми штырями всего около 0.5 дБ. Её тяжело будет поймать даже в условиях лаборатории, в безэховой камере. В реальной обстановке никто и никогда не заметит отличий. Разве только за счет самовнушения, ну или по Фрейду относительно длины...
    Более того, два метра, установленные на крыше выиграют у четверти установленной скажем на багажнике или на врезке в крыло или бампер.


    5. Разница между четвертью и полутораметровой антенной на крыше совсем небольшая, всего 1.6 дБ. Это действительно совсем немного. Поймать ее в реальном эфире практически невозможно. Более того, если ставить четверть не на крышу, а на багажник бампер или крыло, то разницы между антеннами вообще не будет, хотя полуторка на крыше будет в итоге ниже четверти.


    Следствие 5: Полутораметровые СиБи антенны являются абсолютно достаточными для автомобиля, они практически не проигрывают полноразмерной антенне, но стоят дешевле и гораздо меньше мешают. Для совсем уже маньяков можно подумать о двухметровых штырях, однако стоит понимать, что практически это увеличение длины не даст ничего, кроме понтов.


    6. Исходя из опытных замеров, проведенных UB8CAJ, емкость между магнитом автомобильной антенны и крышей составляет 200..300 пФ. На требуемых частотах реактивность составляет всего 20..30 Ом, более того, она компенсируется реактивностью согласующей катушки или непосредственно длиной антенны. Как вы можете посмотреть на модели (Я оставил во вложении только одну, для полутораметрового штыря) Этой емкости более чем достаточно. КСВ у таких антенн гуляет в тех же пределах, что и у ее аналогов по длине при перемещении по крыше (кстати, чем короче антенна, тем меньшая зависимость резонанса от ее положения)


    Следствие 6: Антенны с магнитным основанием при прочих равных нисколько не уступают и не отличаются по поведению относительно врезных или установленных на кронштейне.

    Следствие 7: Кабель питания магнитных , да и любых других автомобильных антенн, вовсе не является каким-то эрзац противовесом и не обязан иметь какую-то конкретную длину. Повторю: длина коаксиального кабеля до магнита может быть ЛЮБОЙ, и вы вполне его можете подрезать.


    7. Как видите, спиральные антенны типа T3-27 и CB-50 выигрывают примерно 10 см относительно простых штыревых антенн с тем же усилением, много это или мало решать Вам. Во всяком случае, при необходимости огрызка, я выбрал Cb-50, брать более короткую Т3-27 или штырь короче 0.8 метра смысла не имеет. Качество связи окажется неудовлетворительным .


    8. Для антенн длиннее 1 метра, увеличение добротности катушки практически не приводит к росту усиления, потому гнаться за дорогими антеннами, отличающийся посеребренным проводом, бОльшим диаметром катушки, бОльшей толщиной ее провода и т. д. смысла не имеет, на качестве работы антенны именно это не отразится.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	рисунок 1.png 
Просмотров:	2825 
Размер:	28.0 Кб 
ID:	240118   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	рисунок 2.png 
Просмотров:	2747 
Размер:	32.9 Кб 
ID:	240119  
    Вложения Вложения
    Последний раз редактировалось RU9CA; 10.08.2016 в 13:13. Причина: флейм



  2. #2
    ГРАНИТ
    Гость
    Все правильно, только п.6 и п.7 не совсем верны. Перестановка "магнитки" влияет на КСВ, а также подрезание-удлинение кабеля или прокладка его другим путем. Только при очень удачном выборе места установки магнитки, её работа равноценна врезной антенне такой же длинны.

  3. #3
    unname, Воистину так! Подписываюсь под каждым словом. Особенно под пунктом 6.

    Ездил несколько лет с Хастлером 1С-100 длинной 1.2м и 100Вт кирпичём. Сменил потом на Оптим-стронг, типа длиннее и эффективнее, потом на Оптим-унион - 2м длинной. Пробовал и на крыше и на багажнике. При передвижении по городу разницы не ощутил. Как слышали - так и слышат. Чаще за ветки антенна стала только цепляться. Да, балда эта - Унион, взгляды больше притягивает.
    Главное - что бы антенна в резонанс была настроена!

  4. #4
    Заблокирован Аватар для unname
    Регистрация
    15.10.2006
    Адрес
    Shadrinsk
    Сообщений
    1,712
    Цитата Сообщение от ГРАНИТ Посмотреть сообщение
    Все правильно, только п.6 и п.7 не совсем верны. Перестановка "магнитки" влияет на КСВ, а также подрезание-удлинение кабеля или прокладка его другим путем. Только при очень удачном выборе места установки магнитки, её работа равноценна врезной антенне такой же длинны.
    Перестановка врезной антенны абсолютно точно так же уводит КСВ, и при настроенной антенне длина кабеля не критична, если, разумеется, магнит нормальный и без всяких подкладок лишних стоит.

  5. #5
    Аватар для ru9tr
    Регистрация
    10.12.2005
    Адрес
    Оренбург
    Сообщений
    3,133
    Позывной
    RU9TR
    Кузов авто не до конца прорисован - нет радиальных проводников на крыше (именно по ним максимальный ток), нет дна - с ним емкость с землей больше, ну и капот, багажник и двери не имеют контакта с кузовом, что тоже не так... Поправил, добавил - диаграмма получилась прямопротивоположная - максимум излучения вперед, собственно как и на самом деле...
    Считаю, сравнивать усиление нужно на больших углах - 20-40 градусов, так как это не УКВ и преломление и переизлучение от мачт на крышах домов присутствует.
    По магниткам... На практике не любое магнитное основание имеет емкость с кузовом 200-300 пф - если отсутствует фольга и вдобавок под магнит подсовывают скотч или тряпку, то там и 100 пф не наберется, а отсюда и влияние длины кабеля (он работает как противовес) и большее влияние места установки.
    Будет время - поиграюсь с моделированием (хорошо есть теперь "кузов" в мамане )
    Вложения Вложения
    73! Успехов! Роман

  6. Спасибо от 

  7. #6
    ГРАНИТ
    Гость
    Цитата Сообщение от ru9tr Посмотреть сообщение
    Кузов авто не до конца прорисован - нет радиальных проводников на крыше (именно по ним максимальный ток), нет дна - с ним емкость с землей больше, ну и капот, багажник и двери не имеют контакта с кузовом, что тоже не так...
    Эт в точку.

    Цитата Сообщение от unname Посмотреть сообщение
    Перестановка врезной антенны абсолютно точно так же уводит КСВ, и при настроенной антенне длина кабеля не критична---
    Во первых, кто ж её двигать то будет. А длина кабеля для врезной антенны, тем более настроенной уж точно не критична. Танцы с бубном всегда вокруг магниток или антенн на кронштейнах имеющих плохой "контакт" на радиочастотах. Все подробно обрисовал ru9tr.

  8. #7
    Заблокирован Аватар для unname
    Регистрация
    15.10.2006
    Адрес
    Shadrinsk
    Сообщений
    1,712
    Цитата Сообщение от ru9tr Посмотреть сообщение
    Кузов авто не до конца прорисован - нет радиальных проводников на крыше
    Скажите, у Вашей машины двери капот и багажник то же по углам заварены? ))
    Петли у меня прорисованы, по хорошему там вообще надо бы резисторы прорисовать по паре Ом.

    Изначально машина была прорисована гораздо более подробно. Даже дно сеткой 100х100 мм полностью прокладывал
    Однако в итоге упростил модель до опубликованной - меньше точек для обсчета, радиальные проводники особо не нужны - разница не велика, но угловые провода пришлось бы делать с повышенной сегментацией. Мы ведь не точный импеданс хотим получить а относительные цифры усиления Для этого модель более чем достаточна.

    Кроме того, полученный в расчете провал порядка 3 дБ в направлении вперед встречается на практике, попробуйте сами с маяком или контрольными корреспондентом отьезжая. Дальность связи в направлении назад всегда на немного, но дальше.

    По магнитному основанию - в данном случае я разумеется говорю о нормальном основании без всяких подкладок и прочего "улучшайзинга".

    Ладно по выводам сомнения есть какие-либо?
    Последний раз редактировалось RU9CA; 10.08.2016 в 22:29. Причина: оверквотинг

  9. #8
    Аватар для ru9tr
    Регистрация
    10.12.2005
    Адрес
    Оренбург
    Сообщений
    3,133
    Позывной
    RU9TR
    У меня нет сомнений - я точно знаю (на практике и теперь теоретически) что некоторые выводы не верны, или не точны... Но трудно что то наглядно показать, потому как вы делали выводы на малых угла излучения, а в реалиях используются углы другие и там выводы будут другие...
    А по поводу петель и замков на дверях, капоте и багажнике - там не сильно влияет (если антенна на крыше), но стойка между дверей явно не 1,6 мм, как у вас изначально было, поэтому и соеденил с дверьми... А дно, кстати, ощутимо повлияло на R антенны и КУ стал больше за счет земли. И диаграмма "развернулась".
    Можно вообще кузов не рисовать, а "приподнять" землю на небольшой площади вокруг антенны и задать ей максимальную проводимость - результаты похожие...
    73! Успехов! Роман

  10. #9
    Заблокирован Аватар для unname
    Регистрация
    15.10.2006
    Адрес
    Shadrinsk
    Сообщений
    1,712
    Цитата Сообщение от ru9tr Посмотреть сообщение
    У меня нет сомнений - я точно знаю (на практике и теперь теоретически) что некоторые выводы не верны, или не точны... Но трудно что то наглядно показать, потому как вы делали выводы на малых угла излучения, а в реалиях используются углы другие и там выводы будут другие...
    А по поводу петель и замков на дверях, капоте и багажнике - там не сильно влияет (если антенна на крыше), но стойка между дверей явно не 1,6 мм, как у вас изначально было, поэтому и соеденил с дверьми... А дно, кстати, ощутимо повлияло на R антенны и КУ стал больше за счет земли. И диаграмма "развернулась".
    Можно вообще кузов не рисовать, а "приподнять" землю на небольшой площади вокруг антенны и задать ей максимальную проводимость - результаты похожие...

    В моем случае дно на Ку не влияло, потому я его смело выбросил, впрочем как выбросил и условные колесные арки.
    ну давайте попробуем разобраться.

    Для начала как определим рабочие углы антенны?


    И попробуйте с омметром проверить контакт у своей машины между шасси и навесными элементами, там он весьма условный.


  11. #10
    Хендмейдер и флудер Аватар для UN8GEQ
    Регистрация
    25.01.2012
    Адрес
    Алматы
    Сообщений
    1,421
    Позывной
    UN8GEQ
    Если гранта заниженная - то эта модель не работает!

    Цитата Сообщение от ru9tr Посмотреть сообщение
    А по поводу петель и замков на дверях, капоте и багажнике - там не сильно влияет (если антенна на крыше)
    Лично наблюдал эффект, когда магнитная антенна на крыше авто , хорошие параметры на КСВ метре(1.1), но стоит открыть дверь нараспашку - КСВ уходит до 1.8
    Лучший усилитель-антенна... если вдуть в нее ватт 800. 73! Антон.

Страница 1 из 6 1234 ... ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Факел из антенны и другие забавы СиБи-шников [кино]
    от Serg в разделе Темы не вошедшие в другие разделы форума
    Ответов: 23
    Последнее сообщение: 22.09.2017, 18:18
  2. Автомобильные 5-V адаптеры
    от R0JF в разделе Помехи
    Ответов: 12
    Последнее сообщение: 09.04.2013, 05:04
  3. РК-75-4-11 мифы и легенды
    от Rulya в разделе Технический кабинет
    Ответов: 57
    Последнее сообщение: 06.04.2013, 18:24
  4. Автомобильные приемники СССР.
    от 4L1G в разделе История радиосвязи
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 30.07.2011, 15:09
  5. Автомобильные антенны на ВЧ диапазоны
    от UR5LHG в разделе Антенны
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 02.07.2010, 13:15

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •